
"Зеленая повестка" США трещит по швам, на это указывают данные энергетического аналитического центра Ember.
С июня коммунальные предприятия США стали использовать ископаемое топливо для выработки большей доли электроэнергии, чем их коллеги в Китае, что серьезно подрывает претензии США на роль лидера в области энергетического перехода.
По данным энергетического аналитического центра Ember, за последние четыре месяца коммунальные предприятия США использовали ископаемое топливо для выработки в среднем 62,4% от общего объема производства электроэнергии.
Доля ископаемого топлива превышает показатель в 60,5% за тот же период в Китае, крупнейшем в мире производителе электроэнергии и загрязнителе окружающей среды.
Высокая зависимость от ископаемого топлива в США пришлась на летний период, когда внутренний спрос на электроэнергию наиболее высок из-за использования кондиционеров, в то время как относительно низкая зависимость Китая от ископаемого топлива наблюдалась в период затяжного экономического спада.
Тем не менее, более высокая зависимость США от ископаемого топлива подчеркивает, насколько агрессивнее Китай наращивает производство чистой энергии, в результате чего Китай оказался ближе к достижению пика использования ископаемого топлива для получения энергии, чем США.
Без быстрого сокращения выработки ископаемого топлива или быстрого наращивания производства чистой энергии США рискуют отстать от других крупных экономик в усилиях по декарбонизации энергетического сектора и потерять репутацию поборника климата.
По данным компании Ember, в Соединенных Штатах чистая генерация энергии стала приоритетом на протяжении последних пяти лет: с 2019 года выработка электроэнергии из чистых источников выросла примерно на 16%.
Однако неуклонный рост общего спроса на электроэнергию ограничил возможности энергетических компаний по сокращению выработки электроэнергии за счет ископаемого топлива.

Действительно, выработка электроэнергии на основе ископаемого топлива за первые девять месяцев 2024 года снизилась всего на 0,8% по сравнению с аналогичными месяцами 2019 года и составила 1967 тераватт-часов (ТВт-ч).
При этом структура использования ископаемого топлива в США изменилась с 2019 года: выработка электроэнергии на угле сократилась на 34% — с 750 ТВт·ч в период с января по сентябрь 2019 года до 497 ТВт·ч за те же месяцы этого года.
Соответственно, доля угля в структуре генерации электроэнергии в США снизилась с примерно 25% в 2019 году до 15% в этом году.
Однако, поскольку общий спрос на электроэнергию растет с каждым годом, энергетическим компаниям приходится компенсировать падение добычи угля за счет увеличения производства газа.
Газовая генерация в январе-сентябре этого года составила 1450 ТВт·ч, что на 20% больше, чем за те же месяцы 2019 года, а доля газа в генерации выросла с 38% в 2019 году до 43% в этом году.
Общий объем производства электроэнергии в США вырос примерно на 5,5% с 2019 по 2024 год, поскольку электромобили, центры обработки данных и приложения на основе искусственного интеллекта увеличивают общее потребление энергии.
По данным Ember, в последние годы гигантская экономика Китая, основанная на обрабатывающей промышленности, столкнулась с гораздо более резким ростом общего спроса на электроэнергию: с 2019 по 2024 год потребление электроэнергии выросло почти на 37%.
Чтобы успевать за ростом спроса, коммунальные предприятия Китая были вынуждены увеличить производство ископаемого топлива и чистой энергии больше, чем любая другая крупная экономика.
Выработка электроэнергии на основе ископаемого топлива выросла примерно на 23% с 2019 по 2024 год, достигнув рекордных 4618 ТВт·ч. Более 95% этой мощности было получено от угольных электростанций, которые выработали 4394 ТВт·ч.
Однако производство чистой электроэнергии — за счет возобновляемых источников энергии, атомных электростанций и гидроэлектростанций — выросло гораздо больше: на 67% до 2834 ТВт·ч.
Тот факт, что чистая генерация росла в три раза быстрее, чем генерация на основе ископаемого топлива, помог энергетическим компаниям Китая увеличить общий объем поставок электроэнергии, одновременно сократив долю угля в структуре генерации.
По данным Ember, в 2019 году доля угля в общем объеме производства электроэнергии составила 66%.
В 2024 году доля угля впервые опустилась ниже 60% и, по всей видимости, продолжит снижаться, поскольку энергетические компании добавляют больше возобновляемых источников энергии и других чистых источников энергии в свои системы генерации.
Для производителей электроэнергии в США наиболее эффективным способом снижения зависимости от ископаемого топлива является наращивание мощностей чистой генерации по всей стране.
По данным Ember, в период с 2018 по 2023 год мощности чистой генерации в США выросли на 40% до 438 гигаватт (ГВт).
За это же время американские компании сократили мощности по производству ископаемого топлива примерно на 4%, в основном за счет закрытия устаревших угольных электростанций.
Однако с 2018 года Китай увеличил производство чистой энергии более чем на 100% и имеет самую агрессивную дорожную карту развития чистой энергетики среди всех крупных экономик.

Чистая энергетическая мощность Китая уже превышает общую ископаемую мощность примерно на 20% и продолжает расти. Напротив, чистая энергетическая мощность США остается примерно на 35% меньше, чем ископаемая мощность.
Если США хотят зарекомендовать себя в качестве настоящего лидера в борьбе с изменением климата и декарбонизации, необходимо разработать гораздо более агрессивную программу внедрения чистых мощностей, которая резко отодвинет структуру генерации страны от ископаемого топлива.
Статья подготовлена по материалам агентства Reuters
Comments