Оригинал опубликован на Bloomberg. Перевод и редакция 2trade.ru
Китай хочет избежать замедления темпов роста и перевести свою экономику на экономику, основанную на технологических инновациях, и все это на фоне все большей централизации власти президентом Си Цзиньпином. Таковы выводы Всекитайского собрания народных представителей, состоявшегося в этом месяце, на котором китайский парламент официально утверждает политику правящей Коммунистической партии. Вот краткое изложение об экономическом и политическом направлении страны на предстоящий год.
1. Создание фундамента в условиях спада
Правительство планирует рост валового внутреннего продукта примерно на 5% в 2024 году — такой же темп, как и в прошлом году, заявил премьер-министр Ли Цян . Это говорит о том, что Пекин хочет стабилизировать экономику, учитывая, что это всего лишь второй год за десятилетие, когда Пекин не снижает свою главную экономическую цель. Цель этого года находится на верхнем уровне того, что многие экономисты считают возможным для Китая. Это связано с тем, что вторая по величине экономика мира сталкивается со многими препятствиями, включая длительный спад на обширном рынке недвижимости, слабое доверие среди потребителей и частного предпринимательства, а также постоянную дефляцию .
2. Рискованный переход
Значительная часть роста Китая в прошлом была обусловлена строительством все большего количества квартир, инфраструктурных проектов, включая дороги, и заводов, производящих низкотехнологичные товары. Но эти инвестиции не приносят желаемой прибыли, а США ввели санкции, ограничивающие способность Китая закупать высокотехнологичные товары. Поэтому Си видит острую необходимость изменения национальной модели. Он настаивает на инвестициях в передовое производство и обучение, чтобы поддержать занятость в наукоемких секторах услуг. Переход может сработать, но существует риск, что Китай откажется от своей зависимости от старых секторов, таких как жилищное строительство, прежде чем новые смогут компенсировать дефицит общего спроса. Си Цзиньпин заявил чиновникам в кулуарах законодательного собрания, что «развитие новых производительных сил не означает пренебрежения или отказа от традиционных отраслей». Но у местных властей нет четких инструкций о том, как сбалансировать старое и новое.
3. Бюджетное стимулирование посредством специальных облигаций
Основным рычагом ускорения экономического роста в этом году являются дополнительные государственные расходы. Пекин объявил о планах выпустить в этом году сверхдлинные специальные облигации центрального правительства на сумму 1 триллион юаней (139 миллиардов долларов). Это всего лишь четвертый раз за 26 лет, когда страна прибегает к такому виду долга. Он также намерен выпускать аналогичные облигации в течение нескольких лет подряд, хотя в отчете Ли не указана цель после 2024 года. UBS Group AG назвала этот план крупнейшим финансовым стимулом Китая с 2020 года. Между тем, денежно-кредитная политика будет в основном направлена на обеспечение банков достаточной ликвидностью, чтобы скупить облигации для финансирования дополнительных государственных расходов. Политики также хотят убедиться, что банки кредитуют предпочтительные для правительства отрасли, такие как производство и зеленая энергетика.
4. Поддержка со стороны правительства разочаровывает рынки
Хотя выпуск потенциально довольно крупный, запланированный Пекином стимул – это не то, что хотели видеть многие экономисты с Уолл-стрит. Они утверждают, что постоянное дефляционное давление в стране требует от правительства крупных прямых выплат домохозяйствам или увеличения расходов на социальное обеспечение. Это ускорит розничные продажи и подтолкнет цены к новому росту, что, вероятно, придаст импульс рынкам. Но Пекин не объявил о каких-либо планах предоставления подачек и готовится лишь к скромному увеличению пособий по социальному обеспечению. Большая часть дополнительных денег, вероятно, будет потрачена на инвестиции в индустриальные парки и высокоскоростные железные дороги, а также на другие проекты.
5. Президент Си продолжает консолидировать власть
Самым большим сюрпризом Всекитайского собрания народных представителей в этом году, возможно, стала отмена пресс-конференции Ли по завершении мероприятия. Традиция, насчитывающая несколько десятилетий, обычно позволяла второму номеру Китая напрямую отвечать на вопросы средств массовой информации и придавать процессу индивидуальный подход. Отмена пресс-конференции показывает, как Си ограничивает способность других чиновников при его режиме создавать себе имидж в средствах массовой информации. Это также подчеркивает, насколько уменьшилась роль премьер-министра. Когда-то этот пост определял ключевую экономическую политику, но теперь он просто исполняет решения, принятые высшими органами Коммунистической партии, которыми обычно руководит Си Цзиньпин. Это изменение было записано в пересмотренных правилах ВСНП — единственном законе, принятом на заседании парламента в этом году.
Comments