top of page
Поиск
Admin 2023

12.10.23 ДЕМПФЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ НА РЫНКЕ ТОПЛИВА ИЛИ ПОЧЕМУ В РОССИИ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ТАКИЕ. ПРОГНОЗ ЦЕН



На внутреннем рынке России цены на топливо устанавливаются с использованием демпферного механизма, который призван сглаживать влияние факторов, связанных с мировой экономикой и геополитикой. Этот механизм опирается на разницу между ценой топлива для экспорта и индикативной внутренней ценой, установленной законодательно. Демпфер начал действовать в России с 2019 года.


Если разница положительная, что означает, что экспорт более выгоден, чем продажи на внутреннем рынке, то государство компенсирует эту разницу нефтеперерабатывающим компаниям. В противном случае компании обязаны уплачивать средства в бюджет.


Такой подход помогает удерживать рост розничных цен на топливо в пределах инфляции в России. В настоящее время демпфер скорректирован с учетом скидки на российскую нефть на мировом рынке, что способствует сохранению приемлемой прибыли для розничных продавцов топлива, при условии, что цены на АЗС остаются стабильными. Это особенно важно для независимых АЗС, которые сильно зависят от оптовых цен на топливо.


В марте 2023 года выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям в рамках топливного демпфера составили 96,7 миллиарда рублей, что снижение по сравнению с мартом 2022 года, когда они составили 152,8 миллиарда рублей. За первый квартал 2023 года такие выплаты составили 253,3 миллиарда рублей, в сравнении с 351,6 миллиарда рублей в аналогичном периоде 2022 года.


С 1 апреля 2023 года вступили в силу изменения в демпфере для бензина и дизельного топлива: ценовой дифференциал для расчета демпфера на бензин увеличен с 20 до 25 долларов США за баррель, а также введен ценовой дифференциал для дизельного топлива с предельным значением в 10 долларов США за баррель.


Решение о сокращении демпфера вдвое с сентября 2023 года, принятое властями России, может привести к росту экспортной конкурентоспособности бензина, что может вызвать беспокойство регуляторов по поводу оптовых цен. В такой ситуации нефтяным компаниям становится более выгодно увеличивать экспорт сырой нефти, что может привести к дефициту на рынке топлива. Однако сокращение объемов экспорта, регулируемое государством, позволит сохранить объемы нефтепереработки.


Таким образом, справедливую цену на АИ-92 в Московском регионе с октября по конец 2023 года мы видим не выше 50,5 рублей за литр. В регионах цены будут варьироваться в зависимости от экономических поясов и не превысят соответствующую средневзвешенную годовую динамику прироста. В целом, мы ожидаем дальнейшего повышения цен на топливо на внутреннем российском рынке.


В то же время, ряд аналитиков считает, что к концу 2023 года цены на бензин в России даже могут снизится и вернуться к уровням весны текущего года. "Сомнительно, но окэй".


Всем только профитов,

к.э.н. Пушкарев Д.В.

Comments


Частная и независимая аналитика фондового рынка

bottom of page